16+

Пора мыслить и работать по-новому

Ольга Курилова | Руководитель представительства АСИ в Дальневосточном федеральном округе

Автономная некоммерческая организация «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» создана по поручению Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина в 2011 году в целях расширения возможностей для самореализации молодых амбициозных лидеров, способных вывести Россию на передовые позиции в мире и построить страну, в которой хочется жить и работать. Планами и результатами работы Представительства Агентства в Дальневосточном федеральном округе с нами поделилась руководитель Представительства Ольга Курилова.

ОЛЬГА СЕРГЕЕВНА, ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО АСИ В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ, КОТОРОЕ ВЫ ВОЗГЛАВЛЯЕТЕ, СОЗДАНО ОТНОСИТЕЛЬНО НЕДАВНО. КАКОВЫ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА АСИ, КАКИЕ СТАРТОВЫЕ ЗАДАЧИ УЖЕ РЕШЕНЫ?

Среди ключевых задач, которые стоят перед Агентством стратегических инициатив: продвижение проектов и инициатив среднего бизнеса, улучшение предпринимательского климата, создание позитивного имиджа предпринимателя и предпринимательства в российском обществе, ликвидация административных барьеров, формирование и поддержка «нового» молодежного менеджмента в бизнесе и социальной сфере.

В целом наша миссия - построить страну, в которой хочется жить и работать, вовлечь в этот процесс отечественных предпринимателей. Сейчас представительства АСИ работают в девяти федеральных округах Российской Федерации. Выполняя поручения Президента по внедрению передовых инициатив, направленных на улучшение качества жизни россиян, мы оцениваем результат своей работы обратной связью с предпринимателями, представителями бизнеса. Основная цель нашей деятельности - установить в регионе конструктивный диалог власти и бизнеса и создать условия для роста малых предприятий в средние.

Преодолев первоначальный скепсис по поводу деятельности нашей организации, сегодня мы вышли на взаимодействие и с властью и с инициативными предпринимателями. Нами создан действующий институт общественного представителя АСИ на Дальнем Востоке, пока из трех представителей - в Магадане, Якутии и на Камчатке, идет работа по подключению к этому процессу всех субъектов ДФО. Общественный представитель делегируется на совещания к губернатору, к министру, организовывает работу региональной экспертной группы, участвует в разработке региональных дорожных карт, являясь действенным связующим звеном между представительством АСИ и отдаленными дальневосточными территориями. Ключевая задача - вовлечь в эту работу местных предпринимателей.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ СТАНДАРТ - КЛЮЧЕВОЙ ПРОЕКТ АСИ ПО СОЗДАНИЮ БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА В РЕГИОНАХ. КАКОВЫ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ ЭТОГО СТАНДАРТА НА ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ? КАКУЮ РЕАЛЬНУЮ ПОЛЬЗУ МОГУТ ПОЛУЧИТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ ОТ ВНЕДРЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО СТАНДАРТА?

Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, разработанный Агентством стратегических инициатив совместно с общероссийской общественной организацией «Деловая Россия», является ключевым проектом АСИ. Этот рекомендательный стандарт изначально задуман как обновляемый с учетом анализа результатов применения. На его основе субъектам Федерации легче выстраивать стратегию развития региона.

В рамках Регионального инвестиционного стандарта действует очень важный институт, который создан органами исполнительной власти - инвестиционное агентство, либо корпорация развития. В регионах активно разрабатываются дорожные карты, предприниматели Приморья также работают по дорожной карте, утвержденной губернатором Приморского края. Все механизмы по внедрению мониторинга этого стандарта, предусмотренные дорожной картой, заложены в оценку инвестиционной привлекательности региона. Дорожные карты - это конкретный план, который при-водит к определенному результату, в нем закреплены ответственные исполнители, сроки, ожидаемые и полученные результаты. Инвестиционные агентства выполняют функцию интерфейса между властью и бизнесом.

Результат - это сопровождение инвест-проектов, количество обратившихся предпринимателей и, соответственно получивших услугу, которую хотели получить, но основная функция этого института развития работа по принципу «одного окна». В Хабаровском крае сейчас инвестиционное агентство претендует на лидерство в ДФО, в крае созданы две территории опережающего развития и предприниматели достаточно активно включились в работу по преодолению административных барьеров и привлечению инвестиций.

Сейчас стандарт внедряется в 85-ти субъектах РФ, постоянный мониторинг позволяет оценить, насколько успешно он работает. За основу принимается ежегодное послание главы субъекта, выполнение которого оценивает экспертная группа. Вот эту коммуникацию и выстраивают региональные представительства АСИ. Наша задача - чтобы власть услышала бизнес, потому что именно бизнес оценивает результаты ее работы.

НА ЗАСЕДАНИИ КРУГЛОГО СТОЛА, ОРГАНИЗОВАННОГО ПО ИНИЦИАТИВЕ АСИ, БИЗНЕС-СООБЩЕСТВО ПРИМОРЬЯ ЗАЯВИЛО О НЕОБХОДИМОСТИ ВЫРАБОТКИ МЕР ПО РАЗВИТИЮ КОНКУРЕНЦИИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ, В ПОРТАХ И В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ. КАК РАЗВИВАЕТСЯ ЭТО НАПРАВЛЕНИЕ?.

Сейчас дорожная карта по конкуренции на Дальнем Востоке в стадии обсуждения. Опрос предпринимателей показывает, что в регионе нет конкуренции, нет конкурентного рынка. А между тем, развитие конкуренции принесло бы пользу конечным потребителям. Новое поколение предпринимателей, применяющих в практике передовой, в том числе международный опыт, это понимают. И здесь большое значение имеет внедрение дорожных карт, разработанных в более успешных в инвестиционном отношении регионах, потому что они способствуют ускорению, удешевлению и упрощению административных процедур.

Здоровая конкуренция должна присутствовать в экономике дальневосточных регионов. Особые географические условия, благоприятные для развития связей со странами АТР скорее декларируются, чем используются. Важная задача - удержать население на дальневосточных территориях, сократить миграцию. В условиях кризиса и массовых увольнений необходимо дать возможность желающим занять место в бизнесе или самим открыть бизнес. На площадке АСИ были подготовлены предложения для государственного совета по малому и среднему предпринимательству, сейчас ожидаем поручений Президента РФ по всем озвученным вопросам и будем дальше активно внедрять эти изменения с региональными проектными командами.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ ПИЛОТНОЙ АПРОБАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО РЕЙТИНГА РЕГИОНОВ, ПРОВЕДЕННОГО АСИ, ПОКАЗАЛИ, НАПРИМЕР, ПРОБЛЕМЫ С ДОСТУПНОСТЬЮ КРЕДИТОВ ДЛЯ БИЗНЕСА В МОСКВЕ И САНКТ- ПЕТЕРБУРГЕ. СИТУАЦИЯ ДЛЯ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО БИЗНЕСА АНАЛОГИЧНАЯ?

Президентом РФ поручено Агентству провести контрольные закупки по доступу бизнеса к кредитным ресурсам банковской системы, т.е. определить, насколько доступны кредиты для малого и среднего бизнеса в банках с государственным участием. Пока ситуация сложная на всей территории страны, предприниматели дают нам обратную связь о том, что кредиты не дают, а если дают, то ставки настолько высоки, что бизнес не может это себе позволить. Кто-то ищет кредит в за-граничных банках, кто-то - инвесторов и партнеров за пределами страны, в основном в Китае, Японии. Сейчас очень непростая ситуация с доступностью кредитов.

Очень важно привлечь внимание как российских, так и иностранных инвесторов к сектору российской экономики, и развитие Дальнего Востока взято под особый государственный контроль. Но для нас важен и тот факт, чтобы предприниматели были заинтересованы развиваться, вырастали из малых предприятий в средние, а из средних - в крупные.

В этом контексте, конечно, важен национальный рейтинг инвестиционной привлекательности субъектов Федерации. Пилотная апробация рейтинга показала, что есть проблемные вопросы по всей территории РФ, связанные с оценкой регулирующего воздействия и доступом к финансовым и кредитным ресурсам. Предварительные итоги рейтинга по 21 субъекту России по утвержденной методологии показали следующий результат: оценка регулирующего воздействия от 2,72 до 3,83 из 5-ти баллов. Это подтверждает, что обратная связь по нормативно-правовым актам, которые принимаются для бизнеса, работает недостаточно. Практика право применения федерального законодательства от субъекта к субъекту различается значительно. К примеру, в центральной части страны разрешение на строительство объекта промышленного или жилого назначения можно получать за 40-50 дней, а в дальневосточных регионах - за 350-500 дней. Очень низкую оценку по стране дали дорожным сетям - от 2 баллов до 3,14. Низкая оценка в целом дана качеству государственных мер поддержки бизнеса - от 2,57 до 3,35 балла, доступности природных ресурсов - от 3,09 до 3,44, доступности недвижимости - от 2,7 до 2,98, доступности кредитных ресурсов для малого бизнеса - от 2,27 ДО 2,74.

Сейчас идет полномасштабная работа по подведению итогов рейтинга, которая находится на завершающей стадии, и в июне 2015 года в рамках Петербургского международного экономического форума Президент Владимир Путин огласит результаты. Рейтинг станет ежегодным, а первому рейтингу 2015 года будет посвящен государственный совет. Очень важно, чтобы все предприниматели ответственно отнеслись к опросам - ведь только они могут дать обратную связь об условиях ведении бизнеса в регионе. Рейтинг оценивает усилия всех уровней властей для создания и улучшения делового климата, и успех субъекта напрямую зависит от региональной управленческой команды и качества самого управления. Зачастую в региональных дорожных картах власти субъекта указывают количество проводимых совещаний с бизнесом, круглых столов и так далее, безусловно этот диалог важен, бизнес нужно привлекать к обсуждению, но гораздо важнее каковы результаты этих диалогов и что за этим следует.

ГРАФИК ПОСТУПЛЕНИЙ ПРОЕКТОВ, НАПРАВЛЯЕМЫХ В АГЕНТСТВО СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИНИЦИАТИВ, В ФЕВРАЛЕ 2015 ГОДА ДЕМОНСТРИРУЕТ СНИЖЕНИЕ АКТИВНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, КАК ВЫ ПРОКОММЕНТИРУЕТЕ ЭТОТ ФАКТ?

В течение года динамика разная, для начала года это обычная картина, на данный момент в АСИ поступило около 68 проектов. Всего за 2014 год поступило 150 бизнес-проектов и 87 социальных проектов. Наша за-дача - не количество, а качество этих проектов, особенно тех из них, которые решают системные вопросы, общие для всей территории.

Все проекты, поступающие в АСИ, оценивает экспертный совет, в который входят и бизнесмены, успешно работающие в этой области, и специалисты министерств.
Это очень хороший экзамен для предпринимателей, которые заявляют о себе, чтобы понять, насколько их проект разработан, взвешен и перспективен.

РАЗРАБАТЫВАЮТСЯ ЛИ АСИ ДОРОЖНЫЕ КАРТЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОДДЕРЖКУ УЧАСТНИКОВ ВЭД, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЭКСПОРТОМ ПРОДУКЦИИ?

Разработана дорожная карта по поддержке экспорта, сейчас мы ее оптимизируем, потому что в прошлом году она была изменена практически полностью. Основная задача этой дорожной карты - сократить сроки всех процедур экспорта, ускорить прохождение грузов и товаров, оформление документов, наладить взаимодействие таможенных, пограничных и ветеринарных служб.

ЧТО ПРЕДПРИНИМАТЬ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА?

Чтобы выйти из кризиса, необходимо наращивать темпы производства и экспорта, создавать прозрачные условия для бизнеса, сократить до разумного количество проверок, которые испытывает бизнес. Все проверки должны носить предупредительный, а не карательный характер. Необходимо создать условия для встраивания малого бизнеса в производственные цепочки, в государственные закупки в регионах.

Задача, которая стоит и перед бизнесом и перед властью, - научиться мыслить по-новому, работать по-новому в новых реалиях. Исполнительная власть, и в особенности муниципалитеты, должны включаться в процесс улучшения условий ведения бизнеса на каждой конкретной территории. АСИ в прошлом году представило «Атлас лучших муниципальных практик», это готовый инструмент для работы на муниципальном уровне. Если предприниматели хотят вкладывать деньги в развитие территории, чтобы улучшать качество жизни, необходимо всесторонне содействовать этому.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО АСИ В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ
Владивосток, ул. Адмирала Фокина, д. 20, оф. 409 Тел/факс: +7 (423) 222-72-53 E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.