16+

ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ: НОВОЕ СЛОВО В ЭКОНОМИКЕ ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ

Анна Мартовод | Эксперт

Параллельно с Федеральным законом «О свободном порте Владивосток» разрабатывался еще один важный для Дальневосточного региона законопроект «О территориях опережающего социальноэкономического развития в Российской Федерации».

29 декабря 2014 г. Федеральный закон № 473ФЗ «О территориях опережающего социальноэкономического развития в Российской Федерации» был официально опубликован в одобренной Советом Федерации редакции, определив правовой режим территорий опережающего социальноэкономического развития, меры господдержки, правовое положение резидентов и порядок осуществления ими деятельности на таких территориях. Согласно Закону о ТОРах территория опережающего социальноэкономического развития это часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административнотерриториальное образование, на которой в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социальноэкономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.

Внедрение территорий опережающего развития в России не является нововведением, ранее подобные территории уже создавались: с 1991 года Законом «Об иностранных инвестициях» было введено понятие «свободная экономическая зона», на территории действия которой участники получали ряд налоговых льгот, упрощенную процедуру регистрации, понижение таможенных пошлин и безвизового режима; с 1996 года в России начали создаваться «особые» экономические зоны, некоторых из которых существуют и сегодня.

Между тем, ни свободные экономические зоны, ни особые экономические зоны в непростые 90е годы не смогли вывести Россию на должный экономический уровень.

Далее в 2011 году был принят Федеральный закон «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Закон ввел понятие «зона территориального развития», под которым понимается «часть региона, на которой для ускорения социальноэкономического развития создаются благоприятные условия для инвесторов путем предоставления господдержки».

Таким образом, фактически территории опережающего развития стали четвертыми в структуре уже имеющихся специальных территорий. Будет ли эта попытка поднять экономику России более успешной, покажет время.

В отличие от существующих особых экономических зон и зон территориального развития, ТОРы создаются под конкретных крупных инвесторов, заключивших соглашения об осуществлении деятельности, определяющих вид планируемой экономической деятельности, объем инвестиций и количество создаваемых рабочих мест.

Территория опережающего развития создается на 70 лет, срок ее существования может быть продлен, что не предусмотрено в отношении особых экономических зон (они создаются на 49 лет) и зон территориального развития (срок действия 12 лет). Заявку на создание ТОР может подать руководство любого субъекта РФ, в отличие от зон территориального развития. Перечень регионов, на которых могут быть образованы ЗТР, составляет правительство РФ.

Следует отметить, что фактически положения об управлении территориями опережающего социальноэкономического развития и нормы, регламентирующие правовое положение резидентов территории опережающего социальноэкономического развития, полностью повторяют законоположения Федерального закона «О свободном порте Владивосток».

В частности, Закон «О территориях опережающего социальноэкономического развития в Российской Федерации» устанавливает, что под резидентом территории опережающего социальноэкономического развития понимается индивидуальный предприниматель или являющееся коммерческой организацией юридическое лицо, государственная регистрация которых осуществлена на территории опережающего социальноэкономического развития согласно законодательству Российской Федерации.

Для того чтобы стать резидентом территории опережающего социальноэкономического развития, индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу необходимо подать заявку на заключение соглашения об осуществлении деятельности, в которой нужно указать:

  • виды предпринимательской деятельности, которую предполагает осуществлять заявитель;
  • площадь земельного участка или иного имущества, где планируется осуществлять заявленную предпринимательскую деятельность;
  • срок, на который предлагается заключить соглашение об осуществлении деятельности;
  • сведения о величине необходимых мощностей энергопринимающих устройств, и иных ресурсов.

К заявке прилагаются копии учредительных документов, свидетельство о государственной регистрации в качестве ИП или юридического лица, свидетельство о постановке на налоговый учет, а также бизнесплан.

Полный вариант статьи читайте в печатной версии журнала «ВЭД-Эксперт» (№5 ноябрь, 2015)