16+

ЛАТЕНТНЫЙ ЭФФЕКТ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

Ольга Громенко | Теория

Задача системы управления рисками в практике работы таможни имеет несколько аспектов:...

  • разработка целевых методик по основным направлениям деятельности структурных подразделений таможни, осуществляющих выявление рисков, возникающих в процессе таможенного оформления и контроля;
  • выявление рисков и разработка проектов профилей рисков;
  • разработка методик анализа эффективности применения таможенными постами прямых мер по минимизации рисков;
  • разработка и внедрение новых информационных таможенных технологий, позволяющих решать задачи СУР в автоматическом режиме.

Многолетнее становление и развитие методов и средств поддержки процессов принятия управленческих решений в крупных корпорациях привели к тому, что возник достаточно емкий рынок методических и инструментальных средств поддержки процесса принятия решений.

В 1995 году был принят первый в мире стандарт по управлению таможенными рисками, единый для Австралии и Новой Зеландии. В последних работах ученых Австралии, США, Канады, европейских стран риск характеризуется как деятельность по реализации выбранного в условиях неопределенности решения, учитывающего вероятность успеха, неудачи и отклонения от поставленной цели, причем всех трех результатов в совокупности. В таможенном деле риск это вероятность совершения неправомочных действий при импорте и экспорте товаров.

На практике применяется целый ряд методов анализа и оценки риска. Так как различные методы анализа риска являются специализированными, то выбор и сравнение методов зависят от конкретных задач, стоящих перед таможней.

Система управления рисками играет важную роль в обеспечении полноты поступления таможенных платежей, соблюдении запретов и ограничений, противодействии преступлениям и административным правонарушениям в области таможенного дела, оптимизации ресурсов таможенных органов и сокращении сроков и издержек для участников внешнеэкономической деятельности.

Данная система необходима в условиях модернизации таможенного дела и ускорения товарооборота.

На результаты применения системы управления рисками влияют следующие факторы:

  • категория участника ВЭД (организационно правовая форма, опыт внешнеэкономической деятельности, наличие административных правонарушений и т.п.);
  • критерии отнесения товаров, внешнеэкономических операций и лиц к типовым группам риска;
  • совокупное влияние факторов.

Возможные причины возникновения рисков: недостаточные частота контроля и оснащенность таможенных органов техническими средствами таможенного контроля; низкая эффективность контроля вывоза товаров и взаимодействия таможенных органов с другими контролирующими органами, а также коррупция в таможенных органов и недостаточная квалификация должностных лиц. Понятие латентный эффект обусловлено тем, что многие методы воздействия не дают мгновенного результата, но любые изменения в поведении объекта, подвергнутого информационному влиянию, могут проявиться через некоторое время. В более широком контексте термин обозначает любой отсроченный эффект, возникающий в результате определенного вмешательства.

Пример латентного эффекта при таможенном контроле можно проиллюстрировать на морском транспорте. Внутрипортовое перемещение контейнеров для проведения осмотра с инспекционными досмотровыми комплексами (ИДК) довольно дорогая операция, за один контейнер стивидор берет более 200 долларов. По мнению бизнеса, решения таможенных органов о проведении таких осмотров не очевидны участникам ВЭД, эффективность таких осмотров, по публичной информации сайта Дальневосточного таможенного управления (далее ДВТУ), например, составляет более 30%.

Средний уровень эффективности, по информации ДВТУ, составляет 46%, по некоторым таможням достигает 60%, отказываться от осмотров с ИДК таможни не планируют, мотивируя это очевидным «латентным эффектом психологического воздействия» на нарушителей таможенного законодательства и неизбежностью ИДК. За последнее время массового использования ИДК существенно снизилось количество правонарушений, что подтверждается отчетами ДВТУ о числе административных правонарушений. Показателем оценки латентного эффекта применения СУР является сумма таможенных платежей, дополнительно взысканных по результатам применения мер по минимизации рисков. С нашей точки зрения, введение нового Таможенного кодекса ЕврАзЭС подразумевает более лояльное отношение к бизнесу, а также содействие облегчению мировой торговли.

Российской таможенной академией были подготовлены предложения по совершенствованию положений о системе управления рисками нового Таможенного кодекса ЕврАзЭС. Касаются они главы 51(18) Система управления рисками, применяемая таможенными органами. Статьи 127129 главы 51(18) разработчиками проекта предлагается сформулировать следующим образом.

СТАТЬЯ 127. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ

При применении системы управления рисками используются следующие понятия.

Таможенный риск обусловленная неопределенностью угроза совершения участниками внешнеэкономической деятельности неправомерных действий, которые приводят к нарушению таможенного законодательства и (или) законодательства государств членов Евразийского экономического союза, неполному сбору таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей или к уклонению от их уплаты, нанесению ущерба экономике государств, здоровью граждан и окружающей среде.

Понятия «риск» и «таможенный риск» в рамках настоящего Кодекса тождественны. Рисковое событие факт нарушения таможенного законодательства и (или) законодательства государств членов Евразийского экономического союза, неполного сбора таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей или уклонения от их уплаты, нанесения ущерба экономике государства, здоровью граждан и окружающей среде. Риски разделяются на два типа: выявленный и потенциальный. Выявленный риск вскрытое таможенными органами рисковое событие. Потенциальный риск риск, который не выявлен, но условия для его существования имеются.

Последствия рискового события величина ущерба экономике государства, здоровью граждан и окружающей среде, обусловленного наступлением рискового события.

Система управления рисками (далее СУР) совокупность взаимосвязанных органов и средств управления, обеспечивающих анализ, выявление, оценку и минимизацию рисков в ходе таможенного контроля. Органы управления рисками структурные подразделения и должностные лица таможенных органов, уполномоченные на управление таможенными рисками.

Средства управления рисками совокупность технических средств, информационных ресурсов и информационных технологий применяемых для управления таможенными рисками. Управление рисками целенаправленная деятельность таможенных органов по анализу, выявлению, оценке рисков, определению и применению мер, обеспечивающих минимизацию последствий наступления рисковых событий, а также контролю результатов их применения.

Анализ риска процесс изучения доступной таможенным органам информации для выявления возможности наступления рискового события.

Полный вариант статьи читайте в печатной версии журнала «ВЭД-Эксперт» (№5 ноябрь, 2015)