16+

Экспертное обеспечение таможенного контроля

Александр Колпаков | Теория

Основные положения нормативно правового регулирования экспертного обеспечения таможенного контроля...

Внешняя торговля как элемент межгосударственных экономических отношений предусматривает перемещение товаров через таможенные границы государства-импортера и государства-экспортера. Перемещаемые товары облагаются таможенными пошлинами и налогами, размер которых, а также возможность применение запретов и ограничений в отношении товаров определяется в соответствии с их классификацией по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС).

Таможенные органы государств - членов Таможенного союза (ТС) при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля осуществляют комплекс мер, направленных на обеспечение соблюдения таможенного законодательства ТС и законодательства государств - членов ТС. Эти меры включают в себя, в том числе, контроль достоверности классификации по ТН ВЭД ТС и заявленной таможенной стоимости товара при его помещении под определенную таможенную процедуру. Выполнение указанных контрольных мероприятий возможно только в случае идентификации товара и определения его характеристик, которые являются определяющими для его таможенной классификации. В некоторых случаях должностные лица таможенных органов не в состоянии самостоятельно установить конкретные характеристики и свойства товара. Неоценимую помощь в решении этой проблемы оказывают таможенные эксперты - должностные лица Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления (ЦЭКТУ) Федеральной таможенной службы Российской Федерации (ФТС России).

Таможенная экспертиза товаров, транспортных средств международной перевозки, документов и средств таможенной идентификации позволяет получить доказательную информацию, необходимую для принятия должностным лицом таможенного органа обоснованного решения в отношении перемещаемого товара. Таможенные эксперты в отличие от должностных лиц таможенных органов не наделены властными полномочиями и не принимают каких-либо решений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, и лиц, обладающих полномочиями в отношении этих товаров. Их функция иная - исследовать товары, документы и установить фактические обстоятельства, позволяющие принять обоснованное и законное решение. Эти решения могут приниматься как при совершении таможенных операций участниками внешнеэкономической деятельности (выборе таможенной процедуры, классификации товара, его декларировании), так и при проведении таможенными органами таможенного контроля. Кроме того, по результатам таможенной экспертизы часто выявляют факты нарушения таможенного законодательства ТС и законодательства Российской Федерации при перемещении товара через таможенную границу Таможенного союза.

Основная задача таможенной экспертизы заключается в том, чтобы, применяя современные достижения науки и техники, обеспечить должностных лиц таможенных органов информацией, которую они не могут получить иным путем, кроме как по результатам экспертных исследований.

В настоящее время экспертные подразделения ФТС России проводят исследования, охватывающие практически все востребованные таможенными органами классы, роды и виды таможенных экспертиз.

СТАТИСТИКА
Одним из показателей, характеризующих результаты деятельности экспертных подразделений ФТС России, является объем выполненных таможенных экспертиз. В 2012 году в интересах таможенных органов было выполнено 35325 экспертиз, в том числе при таможенном контроле 18437 экспертиз, по делам об административных правонарушениях 12752 экспертизы и 1680 экспертиз по уголовным делам.

Другим важным показателем является сумма денежных средств, доначисленных в федеральный бюджет на оснований результатов таможенных экспертиз, которая составила в 2012 году немногим более полутора миллиардов рублей. В 2013 году в интересах таможенных органов было выполнено 47015 экспертиз, в том числе при таможенном контроле 33015 экспертиз, по делам об административных правонарушениях 10865 экспертизы и 625 экспертиз по уголовным делам. Сравнительный анализ результатов деятельности таможенных экспертных подразделений ФТС России за 2012-2013 годы показывает значительный рост привлечения таможенных экспертов при проведении таможенного контроля. Результаты деятельности экспертных подразделений ФТС России говорят о важной роли таможенной экспертизы в выполнении таможенными органами России своей главной задачи по защите экономических интересов государства.

В настоящее время система экспертно-криминалистических подразделения ФТС России представляет собой трехуровневую структуру и включает в себя:

  • Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление, расположено в Москве, является специализированным региональным таможенным управлением и входит в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации. Регионом деятельности ЦЭКТУ является территория Российской Федерации;
  • 10 экспертно-криминалистических служб - региональных филиалов ЦЭКТУ, расположенных в городах: Владивосток, Иркутск, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Пятигорск, Брянск, Санкт-Петербург и Калининград. ЭКС в г. Уфа в 2012 году была реорганизована и присоединена к ЭКС г. Екатеринбург в виде экспертно-исследовательского отдела. Новая экспертно-криминалистическая служба была создана в г. Пятигорске для обеспечения деятельности таможенных органов созданного Северо-Кавказского таможенного управления;
  • выносные экспертно-исследовательские подразделения (ЭИО) в виде отделов или отделений, являющиеся обособленными подразделениями ЭКС - филиалов ЦЭКТУ и расположенные, в основном, в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации в зоне деятельности таможен с большими объемами товарных потоков, перемещаемых через таможенную границу. Зоной ответственности ЭИО является регион оперативной деятельности таможен...

Полный вариант статьи читайте в журнале «ВЭД-Эксперт» (октябрь, 2014)