16+

О «дорожных картах» и совершенствовании таможенного администрирования

Лариса Бойкова | Консультация

Дорожная карта «Совершенствование таможенного администрирования», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 июня 2012 года...

С 11 августа 2011 года в России действует созданная Правительством Российской Федерации автономная некоммерческая организация Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ), курируемая Минэкономразвития РФ. Целью деятельности АСИ является реализация комплекса мер в экономической и социальной сферах, а одной из главных задач - разработка так называемых «дорожных карт» для улучшения условий ведения бизнеса по всем направлениям, оцениваемым составителями Doing Business* улучшения инвестиционного климата в Российской Федерации.

«Doing Business» («Ведение бизнеса») - один из наиболее признаваемых в мире инвестиционных рейтингов. Каждая страна оценивается по 10 критериям: показателю регистрации предприятий и собственности, лицензированию в сфере строительства, найму рабочей силы, кредитованию, защите инвесторов, налогообложению, международной торговле, обеспечению исполнения контрактов и ликвидации предприятий. Рейтинг, в котором участвуют 185 стран, разработан Всемирным банком в 2004 году.

По состоянию на март 2014 года Правительством Российской Федерации утверждены 11 «дорожных карт». Первые «дорожные карты» были разработаны в 2012 году (распоряжения Правительства РФ от 29.06.2012 г. № 1125-р и № 1128-р, от 30.06.2012 г. № 1144-р) - по тем направлениям, где Россия по качеству регулирования, опросам и рейтингу Doing Business больше всего отставала от других стран: по совершенствованию таможенного администрирования - 162-е место из 185; по повышению доступности энергетической инфраструктуры - 184-е место из 185; по поддержке доступа на рынки зарубежных стран и поддержке экспорта - 157-е место.

Планировалось разработать 22 «дорожные карты», направленные на упрощение, удешевление и ускорение процедур по ведению бизнеса.

Дорожная карта «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 июня 2012 года №1125-Р.

В рамках данной «дорожной карты» к концу 2012 года была предусмотрена реализация пяти мероприятий, из которых полностью выполнено лишь одно - обеспечена передача в режиме реального времени из коммерческих банков в Федеральную таможенную службу сведений о паспортах сделок по внешнеторговым договорам. Были созданы реальные условия для освобождения предпринимателей от обязанности при декларировании товаров предоставлять в таможенные органы паспорта сделок. И действительно, согласно приказу ФТС России от 20 июля 2012 года № 1470 «О непредставлении паспорта сделки при таможенном декларировании товаров», с 30 сентября 2012 года при подаче декларации на товары в электронной форме предоставление паспорта сделки не требуется.

Поскольку в ходе реализации данной дорожной карты проявились недостатки, а ряд мероприятий не удалось осуществить в срок, было принято решение о ее корректировке. Поэтому в сентябре 2013 года Дмитрий Медведев подписал распоряжение № 1721 -Р о внесении изменений в план мероприятий (дорожную карту) «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ», утвержденный распоряжением правительства РФ N 1125-р. Изменения коснулись практически всех разделов дорожной карты: от несущественных формулировок до изменения сроков.

Так, одним из наиболее существенных мероприятий, утвержденных дорожной картой, является обеспечение предварительного информирования в пунктах пропуска о товарах, планируемых к перемещению через таможенную границу, и использование этой информации в системе управления рисками для принятия решения о выпуске товаров. Эти мероприятия направлены, прежде всего, на сокращение сроков совершения таможенных операций в пунктах пропуска через государственную границу.

Федеральной таможенной службой много сделано для обеспечения наличия и использования предварительной информации в рамках системы управления рисками в отношении автомобильного транспорта. В новой редакции дорожной карты отмечено, что уже обеспечены: бесперебойная работа информационной системы, используемой для представления предварительной информации; наличие предварительной информации в информационной системе таможенного органа в 100% случаев при условии, что лицо, подавшее предварительную информацию, получило подтверждение о ее поступлении в базу данных таможенного органа; кроме того, предварительная информация стала использоваться в рамках системы управления рисками (СУР). Другими словами, эти мероприятия выполнены, а также изданы соответствующие нормативно-правовые акты ФТС России.

С 1 октября 2014 года вводится обязательное предварительное информирование о товарах, ввозимых на единую таможенную территорию ТС железнодорожным транспортом. По распоряжению ФТС России, в целях реализации пункта 30 плана мероприятий (дорожной карты) в период с 14 января по 31 декабря 2014 года проводится эксперимент по предварительному информированию на морском транспорте.

Таким образом, план мероприятий по предварительному информированию отрабатывается по всем видам транспорта. Одним из важных моментов плана мероприятий (дорожной карты) является обеспечение возможности выпуска товаров вне зависимости от их нахождения, так называемый «удаленный выпуск товаров». Реализация этого пилотного проекта была запланирована на январь 2014 года, а полномасштабное внедрение данной технологии - к январю 2018 года. Для реализации данного мероприятия необходимо будет оснастить пункты пропуска необходимым оборудованием, создать соответствующую инфраструктуру. Согласно новой редакции «дорожной карты» пункты пропуска, требующие первоочередного оснащения, планируется обеспечить к октябрю 2015 года, а все остальные - к июлю 2017 года.

Планом мероприятий (дорожной картой) «Совершенствование таможенного администрирования» к январю 2014 года планируется также полная автоматизация процедуры регистрации поданной таможенной декларации и передача лицу, подавшему декларацию, информации о факте поступления ее в систему таможенного органа.

Дорожная карта рассматривает ряд вопросов, связанных с автоматическим выпуском товаров. Реализация пилотного проекта внедрения технологии автоматического (без участия должностных лиц таможенных органов) принятия решения о выпуске товаров при представлении декларации на товары и документов, подтверждающих заявленные сведения, в виде электронных документов запланирована на январь 2015 года, а полномасштабное введение системы - на 2018 год.

Еще одним камнем преткновения для таможенных органов стало дублирование электронных документов бумажными, которое планировалось исключить к январю 2014 года, но пока дублирование документов исключено только в отношении тех товаров, которые не попадают под профили риска.

Кроме того, планом мероприятий (дорожной картой) «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ» предусмотрено:

1. сокращение нормативных сроков получения разрешительных документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений (к январю 2014 года планировалось сокращение до 15 дней сроков подготовки таких документов);
2. освобождение декларанта от обязанности предоставлять в налоговые органы на бумажном носителе информацию о таможенном декларировании - о платежах и фактическом вывозе (планируется к январю 2014 года);
3. сокращение сроков доведения информации о поступлении денежных средств на счета таможенных органов до 3 часов;
4. осуществление полномасштабного внедрения механизмов удаленной уплаты таможенных платежей (планируется к июлю 2014 года);
5. внедрение системы категорирования участников внешнеэкономической деятельности в системе управления рисками; и пр.

Дорожной картой предусмотрено также множество других мероприятий в целях улучшения условий ведения бизнеса во внешнеэкономической деятельности. Однако при реализации новой редакции данной дорожной карты уже сейчас ясно, что в процессе решения одних проблем возникнут новые.

Поэтому Агентство стратегических инициатив вышло с предложением к правительству о том, чтобы примерно через год вновь обнаруженные проблемы были включены в дорожную карту в виде изменений. Поддержка Правительства РФ получена. Сейчас от участников ВЭД поступают предложения, которые будут структурированы и переданы в Федеральную таможенную службу и другие органы исполнительной власти.

Вполне очевидно, что до 2018 года дорожная карта «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ» будет неоднократно пересмотрена.

Необходимо отметить, что в новом международном рейтинге Doing Business на 2014 год, составленном Всемирным банком, Россия опередила Китай и Бразилию и впервые вошла в первую сотню стран мира по условиям ведения бизнеса (92-е место). В 2013 году России удалось подняться на 112-е место, удостоившись признания как страна, наиболее активно продвинувшаяся в реформах, призванных улучшить предпринимательский климат. Лидером мирового рейтинга по благоприятности условий для предпринимательской деятельности по-прежнему остается Сингапур.