16+

Свободный порт Владивосток плюсы и минусы

Петр Бакланов | Академик РАН, директор Тихоокеанского института географии Дальневосточного отделения РАН

«Предложенный Министерством РФ по развитию Дальнего Востока рамочный законопроект «О свободном порте Владивосток» может иметь как положительные, так и отрицательные последствия», - убежден академик РАН, директор Тихоокеанского института географии Дальневосточного отделения Российской академии наук Петр Бакланов.

ПЛЮСЫ

К положительным последствиям предложенной концепции можно отнести рост грузооборота за счет экспорта из Российской Федерации и других стран Европы транзитом - через свободный порт Владивосток. В связи с увеличением грузооборота повысится занятость населения, возрастут налоговые доходы, в том числе - в местные бюджеты.

Появится потенциал для развития отраслей импортозамещения. За счет ввозимых беспошлинно импортных компонентов возможна организация импортозамещающих производств, ориентированных на внутренний рынок: производство бытовой, компьютерной, автомобильной и иной техники. Новый импульс к развитию получат обрабатывающие производства, ориентированные в том числе на экспорт: нефтехимические, минеральных удобрений, изделий из древесины, наукоемких продуктов, биопрепаратов и др.

Режим свободного порта с безвизовым посещением на срок до трех дней туристами Владивостока создаст благоприятные условия для развития въездного туризма, в том числе морского круизного. Упрощение портового режима в целом должно способствовать оживлению экономической деятельности в Приморье.

РИСКИ

Основываясь на реальной экономической ситуации, нельзя упускать из виду и возможные риски. Так, существующая транспортная система Владивостока и других территорий имеет массу инфраструктурных проблем. Возросший грузопоток через действующие порты приведет к перегруженности железнодорожных и автомобильных магистралей. В сложившейся ситуации выход видится лишь в выносе основной доли возрастающих грузопотоков за пределы Владивостока и в строительстве нового мощного глубоководного порта в пределах Владивостокской агломерации.

Беспошлинный режим также может спровоцировать рост экспорта необработанного сырья: древесины, нефти, газа, металлов, рыбы и других природных ресурсов Дальнего Востока и Сибири - вместо развиваемого в последние годы на государственном уровне экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью. Также облегченный ввоз импортной сельхозпродукции приведет к усилению конкурентного давления на аграрную отрасль Приморья.

Особое внимание разработчикам проекта следует уделить механизму распределения полномочий между органами местного самоуправления и Управляющей компанией свободного порта Владивосток, в частности в вопросах передачи в распоряжение земельных участков и объектов инфраструктуры, с учетом оценки конкуренции новых резидентов свободного порта с работающими здесь субъектами хозяйствования. Внимательно следует подойти к определению специализированных территорий в рамках свободного порта. В ряде случаев предпочтительнее было бы применение дифференцированного подхода: вместо выделения специализированных территорий для некоторых территорий свободного порта возможно выделение специализированных функций с последующей пере-дачей прав резидентам. Например, в целях оптимизации грузопотоков за отдельными портами закрепить приоритетные функции - перевалка угля, нефтепродуктов, минеральных удобрений, контейнеров, зерна, комплектующих и др.

Представляется целесообразным формирование перечня приоритетных видов деятельности на территории свободного порта с учетом особенностей региона, интересов и перспектив его развития. Такая работа должна обязательно согласовываться с руководством Владивостока и Приморья. Серьезной проработки требует предварительный расчет плановых расходов и предполагаемых доходов и их распределения между местным и федеральным бюджетами.

Наконец, комплексное развитие Приморского края невозможно без разработки специальной, детальной планировки территории свободного порта, ее микрозонирования, в особенности — береговых структур южного Приморья и прибрежной зоны. Эту часть работы в полной мере готовы выполнить Тихоокеанский институт географии ДВО РАН, Дальневосточный федеральный университет и Приморгражданпроект, обладающие большим запасом опыта и компетенций в регионе.