16+

Таможенные будни

Михаил Сорокин | Таможня

О работе Благовещенской таможни за последние несколько лет рассказывает Михаил Сорокин, начальник Благовещенской таможни.

—     МИХАИЛ ВЛАДИМИРОВИЧ, ЧТО МОЖНО СКАЗАТЬ О ДИНАМИКЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В РЕГИОНЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЛАГОВЕЩЕНСКОЙ ТАМОЖНИ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 5ЛЕТ:УМЕНЬШЕНИЕ,УВЕЛИЧЕНИЕ, ОТСУТСТВИЕ ИЗМЕНЕНИЙ?

—     В 2014 году по сравнению с 2009 годом объемы внешней торговли в регионе деятельности таможни выросли в несколько раз. Наибольшие объемы перемещения товаров и транспортных средств через государственную границу приходятся на 2012 год.

В рамках реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, до 2020 года проведена большая организаторская работа по внедрению в таможенное производство электронного декларирования с использованием сети Интернет. Благовещенский таможенный пост сменил дислокацию вместе с функциональными отделами и расположился непосредственно вблизи международного приграничного пункта пропуска «Благовещенск - Хэйхэ» на территории ЗАО «Торговый порт Благовещенск» и складов временного хранения (СВХ). В последующем, в 2011 году, территорию порта, включая всю околотаможенную инфраструктуру, ввели в состав созданного первого на Дальнем Востоке таможенно-логистического терминала (ТЛТ) «Благовещенск».

Предназначение терминала заключается в том, что все оформление и хранение товаров производится в одном месте, исключён транзит товаров. Была упрощена логистика, увеличилась скорость оформления, склады для временного хранения товаров сконцентрировались в одном месте. Не стало очередей по декларированию. Более 5% товаров проходят таможенное оформление без помещения на СВХ. Создание этого терминала позволило сократить затраты времени, материальных средств участников внешнеэконо-мической деятельности (ВЭД), сделать привлекательным участие во внешней торговле. Это позволило увеличить товарооборот. Кроме этого, важным внеш-ним фактором увеличения объёмов ввоза товаров в 2012 году стал ввоз строительной техники из Китая. В стране шли большие стройки, такие как олимпийские объекты в Сочи, автодорога Москва - Санкт-Петербург, много велось строек на Дальнем Востоке к саммиту АТЭС. Через международный пункт пропуска «Хэйхэ - Благовещенск» ввозилась большая часть строительной техники для всей страны. Значительное её количество направлялось в западные территории России. Большие объемы товаров, как в грузовом, так и в стоимостном товарообороте, позволили осуществить сбор таможенных платежей и их перечисление в бюджет страны в сумме более 7,1 миллиарда рублей.2012     год был самым успешным за пять последних лет.

2013     год — год наводнения. Это стихийное бедствие очень сильно повлияло не только на работу таможенников Приамурья, но и на работу наших коллег с другой стороны Амура. Они пострадали больше, чем мы. Наша инфраструктура не пострадала, но практически в течение всей осени 2013 года внешнеторговый товарооборот был на нуле.

2014     год — это некоторое возрождение после паводка. В начале года наблюдалось увеличение объемов, однако во второй половине года в результате ухудшения экономической обстановки, которое нашло отражение прежде всего в росте курсов иностранных валют по отношению к рублю, товарооборот снизился. Рост курсов валют привел к увеличению таможенной стоимости ввозимых товаров, выраженной в рублях. Импортируя товары по ранее заключенным контрактам, бизнес был вынужден в рублях платить больше, чем планировалось изначально, выросла себестоимость импорта, что и привело в результате к снижению товарооборота.

Несмотря на эти негативные явления, вызванные изменением макроэкономической ситуации, среди наших достижений, в дополнение к уже упомянутому таможенно-логистическому терминалу, следует от-метить внедрение таких прогрессивных технологий таможенного оформления, как предварительное информирование о прибытии товаров на таможенную территорию автомобильным транспортом, удалённый выпуск товаров, принятие предварительных деклараций, поданных в автоматическом режиме, электронный документооборот складов временного хранения и таможенных органов.

КАКИЕ НАИБОЛЕЕ ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ ДОПУСКАЮТСЯ УЧАСТНИКАМИ ВЭД? ЧТО, НА ВАШ ВЗГЛЯД, ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЧИНОЙ? КАКИЕ МЕРЫ ПРИНИМАЮТСЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ?

—     В грузовом внешнеторговом обороте на сегодняшний день самое серьезное нарушение и самая большая проблема - и с точки зрения пополнения федерального бюджета, и с точки зрения взаимоотношений с бизнесом, и с точки зрения таможенного контроля - это занижение таможенной стоимости товара. Таможенная стоимость - это база налогообложения, на основании которой высчитываются таможенная пошлина и налог на добавленную стоимость и перечисляются в федеральный бюджет. Поэтому некоторые недобросовестные предприниматели занижают таможенную стоимость товара, как правило, уменьшая контрактные цены.

Сегодня правила игры таковы, что участник ВЭД вправе представить в таможенный орган любой документ, и если последний не доказал того, что этот документ не подлинный, оснований по невыпуску товара у нас нет. В результате многие участники ВЭД пользуются такими правилами и занижают таможенную стоимость, стремясь уменьшить сумму таможенных платежей.
Кроме того, есть проблемы, связанные с подтверждением соответствия ввозимой продукции требованиям технических регламентов. Прежде всего, это несоответствие колесной спецтехники требованиям класса «Евро-4», «Евро-5», попытки представления недействительных сертификатов.

—     НЕ СЕКРЕТ, ЧТО ТОВАРЫ, ПЕРЕВОЗИМЫЕ ЯКОБЫ ДЛЯ ЛИЧНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ, ЗАЧАСТУЮ ИДУТ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ. ОТСЮДА И ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА, НЕДОПЛАТА НАЛОГОВ В БЮДЖЕТ. ЧТО ПРЕДПРИНИМАЮТ СОТРУДНИКИ ТАМОЖНИ В СЛУЧАЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОМНЕНИЙ В ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ТОВАРА? ЕСТЬ КАКАЯ-ТО СТАТИСТИКА НА ЭТОТ СЧЕТ?

—     Эта тема для Благовещенска не нова. Неспроста же у нас поставлен памятник «челноку», многие люди в 90-е выживали за счет этого, да и сейчас еще существуют попытки ввоза через некоммерческий оборот коммерческих партий товара под видом «вещей для собственных нужд».
Россия вступила в Таможенный союз, законодательство других стран Таможенного союза несколько отличается от российского. Например, у нас сегодня нет понятия «коммерческая партия». В российском таможенном законодательстве есть два параметра - стоимостной и весовой: это 1,5 тысячи евро и не более 50 килограммов. Остальное - на усмотрение инспектора таможни.
Тем не менее такая работа проводится, применяется система управления рисками, анализируется частота перемещения лиц, ведется база данных. Если некий Иванов съездил за месяц 20 раз в Китай, привозя каждый раз по три пары обуви, это попадает в базу и дает повод присмотреться к такому «скороходу».

Также имеется проблема ангажированности некоторых инспекторов. Мы с этим небезуспешно боремся, есть и судебные дела. Когда нет доказательств, проводим рокировку кадров.
Есть несколько факторов, которые влияют на эту ситуацию. Через пункт пропуска «Благовещенск - Хэйхэ» за год перемещается больше физических лиц, чем во всем остальном Дальневосточном регионе: в 2010- 2011 годах - до 1 млн человек за год, в 2014 году - 937 тысяч. Падение по отношению к 2013 году составляет 6,7%. В целом количество российских граждан, пересекающих таможню, на 13% снизилось, а китайских- на 7,7% увеличилось.

У россиян пропадает интерес к заречному шопингу. Понятно, что и курс доллара повлиял, но это тенденция не нынешней осени, она сформировалась давно. В какой-то степени насытился рынок, возрос интерес к более качественному товару. Сейчас «челночный» бизнес уходит уже не в товары народного потребления, а, скажем, в запчасти.

На Новый год впервые в этом году проходило в день всего по 1,5 тысячи человек, в то время как раньше в этот период проходило по 4-5 тысяч.

—     В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ БУРНО РАЗВИВАЕТСЯ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛЯ. МНОГИЕ ПОКУПАЮТ ТОВАРЫ В ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНАХ, В ТОМ ЧИСЛЕ ИНОСТРАННЫХ. НА СКОЛЬКО УВЕЛИЧИЛСЯ ОБЪЕМ ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ЭКСПРЕСС-ГРУЗОВ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ В РЕГИОНЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЛАГОВЕЩЕНСКОЙ ТАМОЖНИ? БЫЛИ ЛИ СЛУЧАИ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ ТОВАРОВ, ПРИОБРЕТАЕМЫХ В ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНАХ, В ИНТЕРЕСАХ ТРЕТЬИХ ЛИЦ ПОД ВИДОМ ТОВАРОВ, ПРИОБРЕТАЕМЫХ ДЛЯ ЛИЧНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ?

—     Интересный вопрос. Сразу скажу, экспресс-грузы и международные почтовые отправления (МПО) - это две разные категории. Первых в Благовещенске нет вообще. Сейчас проводится эксперимент по возможности декларирования экс пресс-грузов по аналогии с почтовыми отправлениями, только перевозит их не «Почта России», а транспортные компании. Но Благовещенск в этот эксперимент пока не вошел.

Если говорить о МПО, то здесь у нас тоже тенденция к росту объемов. У Благовещенской таможни есть полномочия совместно с «Почтой России» по оформлению
международных почтовых отправлений. С 2009 года количество МПО у нас выросло в 40 раз, если сравнивать с прошлым годом - почти в 3 раза. Этот рост продолжается, и его основная причина - интерес к интернет-торговле, это общемировой тренд.

В 2014 году мы оформили порядка 40 тысяч МПО. Интересная цифра: из них отправителями в 0,5% случаев явились граждане КНР, 0,4% - граждане РФ, 99,1% - интернет-магазин «Таобао». Получатели: Благовещенск - 0,1%, область - 0,1%, 99,8% - иные регионы РФ. Другими словами, это все идет через нашу таможню, но направляется в другие регионы. Раньше такими пунктами были Москва, Санкт-Петербург, Владивосток, но там в последние годы скапливалось большое количество почты, особенно в праздники.

Благовещенская таможня получила такое право буквально несколько лет назад. Подготовилась почта, подготовилась таможня, были оборудованы специальные помещения для оформления. Если говорить о коммерческих партиях, то на этом направлении со стопроцентной гарантией могу сказать, что таких явлений нет. Мы также делаем анализ и по получателям, и по количеству отправок, попадаются, на наш взгляд, возможные коммерческие партии, но здесь проблема в том, чтобы провести таможенный контроль, опросить получателей, а они в большинстве своем находятся в других районах РФ. При возникновении обоснованных сомнений мы делегируем полномочия другому таможенному органу, в регионе деятельности которого находится получатель, и там происходит выпуск отправления.

Таких посылок с подозрением на коммерческую партию в 2014 году было 8,2%, а именно 3246 единиц. Из них около трети вернулось в Китай, люди отказались оформлять коммерческую партию, остальные заплатили пошлину за коммерческую партию.

Если говорить о техническом контроле, у нас используется серьезное оборудование. Это СТСО «Янтарь», который проверяет отправления на радиоактивность, сканер, на котором 100% МПО проходят контроль, в том числе на предмет пересылки оружия и боеприпасов. Кинологи с собаками работают по 100% отправлений.